Магистратура не по профилю бакалавриата

С точки зрения закона является ли магистратура вторым высшим образованием?

Магистратура не по профилю бакалавриата

 Переход российской образовательной системы на «болонскую платформу» преследовал высокие цели:

  • обеспечить отечественным студентам возможность трудоустроиться на равных правах;
  • упростить оценку уровня подготовки РФ;
  • интегрироваться в мировую систему обучения.

Результаты можно назвать удовлетворительными с оговоркой: как любой период серьезных реформ, переход создал путаницу. Проблема коснулась условно новой ступени обучения – магистратуры.

Последняя доступна российскому студенту на всех уровнях, это определено 273-ФЗ в редакции от 03.07.2016г. На магистрат можно поступать специалистам, магистрам, бакалаврам. Единственная проблема – определиться, считается ли магистратура вторым высшим образованием. Зачем?

  1. Работодатели в последние 3 года переосмыслили ценность подготовки кадров, II образование ценится выше.
  2. Бесплатное обучение доступно только по первому образованию, II всегда оплачивается.

Воспринимают ли на практике диплом магистра как 2 высшее образование?

Логика (суть магистрата, описанная законом) подсказывает следующее: магистр – носитель профиля/специальности, владеющий навыками исследовательской деятельности. Магистратура включена в образовательную систему, являясь ее 2-м уровнем.

Отсюда распространенное мнение: магистрат становится 2-м образованием только при смене специальности (что не совсем верно – азов профессии здесь не изучают), получении очередного диплома магистра (при наличии первого диплома магистра). Для работодателя, если верить итогам исследования ВЦИОМ, ситуация иная:

  • магистрат в 80% случаев рассматривается, как программа получения двух профессий (так работал специалитет до перехода);
  • полноценным 2-м высшим российские наниматели его не считают: направление, изучаемое магистратами, тесно сопряжено с основной спецификацией.

Зарубежный рынок труда подходит к вопросу, является ли магистратура вторым высшим образованием, проще. Для него специалитета не существует, а магистрат остается второй ступень первой подготовки бакалавра.

Особенности получения второго диплома магистра

Опуская сухую юридическую терминологию, но основываясь на статьях 273-ФЗ, регламентирующих работу магистрата в России, подытожим:

  • первая практика магистрата – первое высшее (после прохождения первой ступени подготовки, на текущий момент это бакалавриат);
  • освоение смежной профессии магистром на магистратуре – 2-е высшее;
  • специалитет работает по отдельным правилам: для носителей дипломов старого образца («дипломированный специалист», выдавались до 2013 г.) действуют те же правила, что для бакалавров (магистратура – часть программы непрерывного обучения, первая профессиональная подготовка). Специалисты «образца» после 2010–2013 гг. заканчивают магистрат по программе 2-го высшего.

Разница между магистратурой после бакалавриата и специалитета

На выходе все магистранты получают 2 диплома: магистр + магистр, специалист + магистр, бакалавр + магистр. Вторым образованием это будет только в первых двух случаях. В этом (опуская вторую магистратуру) и есть ключевая разница магистрата для бакалавров и специалистов.

Бакалариват пространства для сомнений не оставляет. Для него 2-я ступень – первое образование. Для специалистов только диплом определяет, магистратура после специалитета второе высшее или нет.

  1. Государство (ст. 108 закона) предоставляет возможность бесплатного (первого) получения магистерского диплома тем, кто имел на него право до перехода на «Болонью». В их документе значится квалификация «дипломированный специалист». Условие бесплатного обучения – выбор той же/смежной специальности.
  2. Специалитет, оконченный с дипломом «специалиста» за 5–5,5 лет предполагает подготовку магистранта, потому для него следующий этап магистрата – второе высшее.

Коррективы могут внести в приемной комиссии конкретного вуза.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

E-mail: avasilev@synergy.ru

График работы приёмной комиссии:Пн – Пт: 08:30 – 22:10;

Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/magistratura/yavlyaetsya_li_magistratura_vtorym_vysshim_obrazovaniem

Магистратура по другой специальности: кому подходит и что нужно знать

Магистратура не по профилю бакалавриата

Бывает, что после получения диплома студент понимает, что профессия, которую он получил, ему неинтересна, и работать по ней он, скорее всего, не будет. Что делать в этом случае? Возможно ли поступить в магистратуру по другой специальности? О магистратуре и правилах поступления на нее следует знать больше.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек. Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно.

Обучение в магистратуре подходит людям, которые чувствуют себя комфортно в научной деятельности и хотят дальше развиваться в этой сфере. После получения диплома магистра можно поступать в аспирантуру и преподавать.

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Все российские вузы предлагают желающим поступить в магистратуру на множество направлений обучения различного профиля. Стать магистром можно в тех же областях, что и  бакалавром — экономической, технической, гуманитарной, юридической, психолого-педагогической, творческой.

Для специальностей медицинских университетов магистратуры нет, так как студенты-медики могут получить только квалификацию специалиста. Необязательно использовать магистратуру в качестве продолжения совершенствования знаний по специальности, полученной в бакалавриате.

Магистратура – это отличный способ освоить новую для себя профессию. Но не стоит заниматься кардинальной сменой профессии (например, лингвист-биолог, психолог-агроном и т.д.).

Все же лучше выбирать смежные специальности или те, которые кажутся необходимы для дополнения бакалавриата. Например, можно быть бакалавром в области экономики/финансов/логистики/таможенного дела и магистром в сфере лингвистики/юриспруденции/управления персоналом/менеджмента/гостиничного или ресторанного бизнеса.

Но никто не запрещает выбирать магистратуру по гуманитарному направлению для души. Например, журналистике, истории, философии, зарубежному регионоведению и т.д..

Во многих университетах есть программы обмена студентами в магистратуре. То есть можно один год учиться в России, а второй год обучения провести за границей. Это дает возможность получить диплом магистра двух образцов – российского и зарубежного. Также это позволит выучить иностранные языки, установить деловые связи и, возможно, остаться строить карьеру за границей.

Считается ли магистратура по другой специальности вторым высшим

Многие люди задумываются, а считается ли магистратура вторым высшим образованием? Если поступать в магистратуру сразу же после бакалавриата, то она не является вторым высшим образованием. Однако, выпускник получает диплом магистра.

Вторым высшим образованием магистратура считается только в том случае, если в нее поступать второй раз. Тогда уже студент не сможет получать стипендию и учиться за счет государственного бюджета.

Выбор магистратуры подходит тем, кто:

  • чувствует потребность в карьерном росте (магистратура дает возможность занимать руководящие должности);
  • хочет освоить новую профессию (смежную или попробовать себя в абсолютно новой сфере деятельности);
  • желает получить отсрочку от армии.

Важное преимущество магистратуры в том, что трудоустраиваться можно по отдельности как с дипломом бакалавра, так и с дипломом магистра. Работодатели рассматривают и дипломы магистра по абсолютно другой специальности.

Всегда ли магистратура по другой специальности оплачивается

Поступать в магистратуру можно как по специальности, полученной в бакалавриате или специалитете, так и по совершенно другому направлению. Учиться можно бесплатно, если поступил после бакалавриата или специалитета.

Оплачиваться магистратура будет только в том случае, если:

  • абитуриент не прошел порог вступительных испытаний по баллам на бюджетную основу;
  • человек поступает в магистратуру уже второй раз (в этом случае она равносильна второму высшему образованию).

Не стоит забывать, что процесс поступления в магистратуру практически ничем не отличается от поступления в бакалавриат или специалитет.

Как поступить в магистратуру на другую специальность

Чтобы поступить в магистратуру по абсолютно другой специальности, следует придерживаться некоторых правил. Условия поступления надо узнавать в конкретном университете.

Зачисление в магистратуру происходит по баллам вступительных экзаменов (вуз устанавливает самостоятельно, можно посмотреть на официальном сайте) и результатам собеседования на кафедре.

Начать подготовку к поступлению следует с выбора вуза. Следует определиться, будет ли это получение степени магистра в этом же вузе, в университете в другом городе или вообще за границей.

Готовиться к поступлению в магистратуру по другому направлению следует заблаговременно, хотя бы за 1-1,5 года. Так как это другая профессия и предметы из профессионального цикла были изучены в бакалавриате, придется освоить их самостоятельно.

Экзамен в магистратуру сдают по профильным предметам и по выбору вуза – иностранному языку, экономике, философии и т.д.. Все узнать об экзаменах можно на официальном сайте вуза. Вступительные испытания проводятся в форме тестирования, по билетам или сразу в двух вариантах.

Преподаватели магистратуры должны быть заинтересованы в вас

Магистратура – это уровень образования на порядок выше бакалавриата. При поступлении проводится собеседование. Важно подготовить интересную, достойную автобиографию. Необходимо заинтересовать приемную комиссию в своей персоне, тем более если речь идет об обучении за счет государственного бюджета.

Магистратура – это новый этап в жизни каждого человека. Он открывает путь в науку, преподавательскую деятельность и позволяет углубить знания по специальности.

В этом видео вы узнаете о бакалавриате и магистратуре в Кембридже, LSE, Оксфорде:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/magistratura-po-drugoj-spetsialnosti.html

7 вопросов о Магистратуре

Магистратура не по профилю бакалавриата
08.07.2016 23:08

В рубрике «7 вопросов» мы обсуждаем важные феномены, тренды и волнующие многих вопросы с экспертом в этой области. На вопросы о магистратуре ответил проректор НИУ ВШЭ Сергей Юрьевич Рощин

1. Какие перспективы представляются после окончания магистратуры и почему недостаточно бакалавриата по этой же тематике? 

Никто не говорит, что бакалавриата недостаточно. Не существует абсолютных ответов на этот вопрос, они всегда относительно зависят от того, как человек планирует свою дальнейшую, в первую очередь, профессиональную трудовую траекторию.

Очевидно, что бакалавриат в условиях многоуровневого образования, которое в настоящий момент реализуется в Российской Федерации – это та ступень образования, которая даёт сравнительно общие компетенции в рамках той или иной предметной области.

Причем подчёркиваю, предметной, а не профессиональной, потому что когда мы говорим о бакалавриате, мы говорим об образовании, относящемся к широкой предметной области.

Если мы говорим о дальнейшей профессиональной деятельности, то она, как правило, всегда уже, чем предметная область, по которой формируется то или иное образование.

И с этой точки зрения можно остаться на уровне бакалавриата, но, как правило, бакалавриат будет связан в большей степени с теми компетенциями, умениями, навыками, знаниями, которые формируют достаточно простые исполнительские позиции при дальнейшей трудовой карьере. У каждого человека свой выбор, поэтому никто не говорит, что это необходимо.

Если есть желание быть нацеленным на продвижение своей профессиональной, трудовой деятельности, то магистратура в этом отношении выглядит предпочтительнее

Магистратура может углублять бакалаврский уровень образования, поскольку он достаточно общий, может углублять знания с точки зрения инструментов, профессиональной деятельности, аналитической деятельности и так далее.

Она может расширять его, потому что бакалавриат опять-таки общий, а магистратура реализуется по определённой предметной области, нишевой и секторальной, уже связанной с конкретной профессиональной деятельностью на базе того же самого бакалавриата с точки зрения предметного пространства.

Кроме того, магистратура может предоставлять ещё и третью возможность. Это возможность переключения, когда бакалавриат делается по одному направлению, а магистратура по другому.

С этой точки зрения она выступает как возможность сформировать комплиментарные компетенции, умения, знания и навыки по отношению к некоторым базовым, которые были получены.

Магистратура даёт углублённые дополнительные или расширенные знания, что должно увеличить человеческий капитал и повысить капитализацию выпускника на рынке труда, а также позволяет занимать более высокие позиции или делать соответствующую карьеру. Это подтверждается и на практике. Действительно, мы видим, что, как выражаются экономисты, специалисты по образованию, магистерский уровень образования даёт определённую зарплатную премию по отношению к тем, кто оканчивает бакалавриат.

2. Как реализованы льготные программы для поступления? Какие льготы даёт переход в магистратуру после бакалавриата? 

Таких льгот нет. Все должны пройти вступительное испытание при поступлении в магистратуру и выдержать конкурс для зачисления на магистерские программы. Вступительные процедуры могут быть устроены разным образом.

Это может быть вступительное испытание, или же поступление через участие в олимпиаде, проводящейся для студентов-выпускников, и победителям которой предоставляется возможность зачисления.

Олимпиаду тоже можно считать определённым конкурсным испытанием.

Существует технология вступительных испытаний, которую активно развивает Высшая школа экономики, а именно – предоставление так называемого портфолио. Таким образом, надо накопить определённые результаты, которые делают ваше портфолио при поступлении более выигрышным. В таком случае вступительное испытание – это конкурс портфолио. Но от этого никто не освобождается.

3. Насколько высока интенсивность занятий? Есть ли возможность совмещения с работой?

Откуда такой императив, что обязательно надо совмещать учёбу с работой? В этом отношении выбор всегда индивидуальный с точки зрения способностей, возможностей, сил человека на то, чтобы успешно учиться и одновременно приобретать какой-то профессиональный опыт.

Модель магистерской программы Высшей школы экономики выстроилась уже сравнительно давно. Если мы говорим об аудиторной нагрузке, то она находится, как правило, в пределах шестнадцати аудиторных часов в неделю.

Но это не означает, что мы сводим трудоёмкость освоения образовательной программы исключительно к тому, когда студент должен присутствовать в аудитории.

Магистратура предполагает гораздо большую включённость в освоение той или иной деятельности

С этой точки зрения много времени посвящается подготовке магистерской диссертации — исследовательской, аналитической или профессиональной. В таком случае магистерская программа требует достаточно существенных трудозатрат. К этому надо относиться соответственно.

К тому же, в магистратуре есть такой формат занятий как научно-исследовательский семинар, который является частью любой магистерской программы, или, если речь идёт о программах, имеющих профессиональную направленность, проектный семинар. С аудиторной точки зрения он занимает не так много времени, не более четырёх часов в неделю.

Но, безусловно, он предполагает определённую подготовку, выполнение тех или иных проектов, исследовательской деятельности, и так далее. Можно ли при такой нагрузке совмещать учёбу с работой? Да, можно, очень многие совмещают, это правда.

Но в любом случае это всегда индивидуальный выбор, индивидуальное решение, индивидуальные возможности.

4. Есть ли практика и на всех ли программах она реализуется? 

Конечно, у магистров есть так называемая преддипломная практика. Но многие магистры, как правило, уже встроены в различные проекты по профессиональной деятельности внутри университета, или же за пределами университета, как мы уже говорили, многие нередко совмещают учёбу с работой, нередко уже в той или иной профессиональной сфере.

Это тоже, безусловно, работает на освоение ими профессиональных компетенций и дополняет то, что они получают в виде образовательной программы. Программ очень много, поэтому очень много разного опыта того, как это выстраивается.

В Высшей школе экономике в настоящий момент порядка 130 программ, поэтому здесь очень-очень разные практики того, как выстраиваются практики.

5. Котируется ли диплом магистра за рубежом? 

Этот вопрос не имеет общего варианта ответа. Диплом об образовании сообщает работодателю о том, что соискатель владеет определёнными компетенциями, знаниями, умениями, которые так или иначе могут способствовать той или иной профессиональной деятельности.

Но прежде всего любая профессиональная деятельность всегда уже, чем любая образовательная программа. Редко бывает, что образовательная программа абсолютно точно соответствует узкой профессиональной деятельности.

Поэтому на рынке труда в рамках тех или иных профессиональных сообществ, пространств, существуют различные процедуры сертификации, подтверждения тех или иных компетенций, и никакой диплом не освобождает от того, чтобы их предъявить.

В этом как раз заключается всё то, что называется профессиональными стандартами. Это первое. В этом отношении слово «котируется», если можно так выразиться, ни о чём.

Существует ли жизнь с дипломом высшей школы экономики за рубежом? Да, существует

По-разному для разных программ. Многие продолжают дальнейшую академическую карьеру, поступают на PhD-программы.

Работают ли люди с магистерскими дипломами по миру? Да, работают, активно, в разных сферах.

Означает ли это, что во всём мире, когда открывают диплом с надписью «магистратура Высшей школы экономики», сразу говорят: «Вау»? Конечно же, нет. Потому что не об этом речь, и так и не должно быть.

6. Есть ли магистерские программы, проводящиеся совместно с иностранными вузами и предполагающие обучение за границей? 

В Высшей школе экономики очень много разных программ. У нас больше двадцати мастерских нерусскоязычных программ в очень разных сферах образования и на разных направлениях. Они полностью англоязычные. Они разные, некоторые из них выстроены в партнёрстве с другими университетами, некоторые без всяких партнёрств.

На некоторые поступают в основном российские граждане, на некоторые поступают со всего мира.  Если мы берём различные русскоязычные магистерские программы, то многие из них включены также в широкую сеть партнерств, когда есть возможность получить два диплома, провести часть времени обучения, от полугода до года, в другом университете.

Здесь учитывается много разных вариантов с точностью до программы и направления.

7. Возможны ли какие-либо рекомендации по подготовке к поступлению для студентов в этом году?

Первое – постараться пораньше понять, чего вам хочется, попробовать себя в разных сферах, чтобы разобраться. Помните, как в «Винни Пухе», когда Тигра пытался понять, что он любит, пробовал чертополох, мёд, до тех пор, пока не попробовал рыбий жир и не понял, что это то, что нужно. Он ещё не знал себя. А узнать себя важнее всего.

Потому что магистратура действительно предоставляет много возможностей с точки зрения переключения образовательного направления, формирования комплиментарных компетенций.

Когда человек поступает в 17 лет в бакалавриат, как бы ответственно он к этому не относился, сколько бы ни узнавал ,сколько бы ему ни рассказывали его друзья, родители и все другие про какую-то свою деятельность, он ещё недостаточно хорошо знает, что он сам из себя представляет, что нравится Тигре.

Может быть так, что сначала человеку нравится писать, или считать, как это было в конце школы. А потом выясняется, что это ещё не всё, и существует масса других уточняющих особенностей. Поэтому задача – понять, что же нужно для тебя, нужно определиться и уже в связи с этим строить свои планы.

Если строить свои планы, то надо накапливать умения, компетенции, которые будут полезны на соответствующей магистерской программе. Потому что задача же не только поступить. Задача – успешно обучиться и потом уйти в какую-то профессиональную деятельность. И с этой точки зрения последовательное, содержательное накопление компетенций – это всегда самое важное.

Ведь для человека обучение – это очень увлекательный процесс. Конечно, ему помогают окружающие, преподаватели и другие, но во многом он ещё и сам себе скульптор.

Он из себя такого, непонятно какого пока, вырезает своего рода «Давида» Микеланджело, соответствующего определённому профилю человеческого капитала, складывающегося из компетенций, умений и всего остального. Вот, чем лучше с собой обращаться с самого начала, тем более осознанно потом складывается с магистратурой.

Потому что магистратура – это очень осознанная инвестиция человеческого времени. В бакалавриате можно, в большей степени, катиться по рельсам. После школы… общее образование, ещё общее развитие, общая социализация. Магистратура – это тот период жизни, когда общие  издержки получения образования достаточно высоки. Ну, действительно, 23-25 лет.

Можно ведь уже работать и зарабатывать, а тут ещё для чего-то учатся, и важно понять, для чего же. Это и есть главная моя рекомендация – понять для чего. Для себя конкретно. И в соответствии с этим выбирать и двигаться вперёд.

Источник: https://thevyshka.ru/9735-master-degree/

Нужна ли украинским студентам магистратура? Отвечают работодатели из EY, Grape, Integrites и Syntropy

Магистратура не по профилю бакалавриата

В 16 лет сложно сделать выбор, который может кардинально изменить твое будущее, – определиться с профессией. Юношеский максимализм, давление родителей, образовательные тренды – все это здорово влияет на наши решения, иногда помогая, но чаще мешая сделать осознанный выбор.

И сразу от школьный парты мы прыгаем на студенческую скамью. Проходит 4 года (квалификация «бакалавр»), пыл обычно охлаждается, и студенты уже наверняка задумываются над тем, что им может дать образование и насколько это пригодится в будущем.

Возникает вопрос: «Поступать или не поступать в магистратуру?»

В украинском обществе есть убеждение, что высшее образование без магистратуры не такое уже и высшее. Она обязательна без вариантов.

В Европе и США к этому другой подход: окончив бакалавриат, люди идут работать (если не планируют посвятить себя науке), осматриваются в профессиональной сфере и уже для апгрейда и повышения квалификации идут в магистратуру.

У них редко встретишь таких молодых магистров, как в Украине, в возрасте 20–22 года.

Слыша о подобных тенденциях, слегка разочаровавшись в системе образования, которая «ничего практического не дает», рвущиеся работать украинские студенты опять задают себе вопрос: «Нужна ли магистратура?»

Мы решили спросить об этом главных бенефициаров профессиональных знаний студента – работодателей. Руководители в сферах консалтинга, юриспруденции и креативных индустрий рассказали, насколько для них важно наличие магистерского диплома. На что они обращают внимание при приеме на работу?

Кто и зачем выбирает магистратуру

Существует популярное мнение, что до магистратуры «доживают» самые амбициозные и целеустремленные студенты. С такой квалификацией легче устроиться на престижную работу и осуществить карьерный взлет с более высокой стартовой позиции. По сути, главным аргументом является то, что магистратура дает преимущества на рынке.

В Украине нет точной статистики о том, сколько студентов предпочитают продолжать обучение в магистратуре. Но вот в США, например, больше 8% населения (примерно 16 млн) получили степень магистра.

А это на 43% больше, чем в 2002 году. В 2018–2019 годах среди 1000 студентов 781 студент поступал в магистратуру.

Хотя показатели свидетельствуют об обратном, все чаще можно услышать негативные комментарии о лишних двух годах университета.

Многие склонны считать, что в магистратуру следует идти, если только это топовый вуз за границей. А большинство все же склоняется к тому, что практический опыт намного важнее «корочки».

Мнение экспертов

Украинские HR-менеджеры склонны предпочитать компетенцию, умение и опыт человека, нежели его диплом. Похожая ситуация и в Европе: там у рекрутеров вообще размытые понятия бакалавра и магистра.

Их либо сравнивают, либо говорят, что карьерные перспективы для них одинаковы. В общем, все сходятся в одном: главное – практика, а не теория.

Но несмотря на это, у работодателей из разных сфер отличаются ответы.

Консалтинг

EY — консалтинговая компания, которая вошла в топ-3 рейтинга лучших работодателей Universum. Елизавета Максимец, руководитель направления рекрутмента и продвижения бренда работодателя EY в Украине:

Высшее образование в первую очередь дает базовые профессиональные знания, расширяет круг знакомств и развивает обучаемость

Тем не менее Елизавета уверена: главное, на что обращает внимание руководитель, – это личные навыки кандидата, его предыдущий опыт и достижения, но не наличие университетского диплома.

Хотя статистика показывает, что самые успешные кандидаты (а позже и сотрудники) являются выпускниками топовых украинских или заграничных университетов, то есть диплом об окончании магистратуры является только плюсом.

Юриспруденция

Integrites – международная компания, которая входит в топ-5 юридических фирм Украины. Вот что думает по поводу магистратуры Наталия Белостоцкая, HR менеджер Integrites:

Мы всегда обращаем внимание на уровень университета и бал аттестата – такие условия приема в нашу компанию

Наталия считает, что в дипломе значится образовательно-квалификационный уровень, а это является первым условием доступа к собеседованию. Также компания обращает внимание на то, является ли вуз топовым, а средний бал – отличным.

Диплом об окончании магистратуры имеет значение, если речь идет об определенных вакансиях – например, младшего юриста. Чтобы получить эту должность, критически важно быть магистром.

Без этого условия резюме может даже не рассматриваться.

Креатив

Grape – креативное диджитал-агентство, которое занимается выведением продуктов на рынок и их развитием. Мы спросили Алексея Максименко, креативного директора Grape, о важности диплома:

Диплом о высшем образовании при приеме на работу никакой роли не играет. По крайней мере диплом классических образовательных учреждений. А квалификация магистра важна настолько же, насколько и вообще диплом. Читайте по слогам: ни на-сколь-ко

Алексей отмечает, что он скорее обратит внимание на резюме, в котором значится обучение в KAMA, Projector или ИКРЕ, то есть профессиональных школах.

Там обучают практики, знания чаще всего живые, свежие, не поросшие мхом университетских библиотек, а это важно в коммуникациях. Он не считает диплом бакалавра незавершенным высшим.

Желание потратить лишний год на «корочку» — личное дело каждого, но Алексей советует пойти получать практические навыки.

Маркетинг

Syntropy – маркетинговое агенство для малого и среднего бизнеса. Вот что думает по поводу магистратуры Даниил Голота, создатель компании:

Тезис «Образование нужно, без магистратуры никуда», очевидно, провален, и все мы это понимаем. Реалии показывают, что это не так, потому что много людей успешно работают и без диплома. Но все зависит от того, чем ты хочешь заниматься

Даниил объясняет, что, например, для врача образование является очень важным, потому что без этого он просто может кого-то покалечить. Юрист без образования также не будет владеть достаточным количеством информации, чтобы делать свою работу.

Но я – предприниматель. У меня нет высшего образования, я бросил университет. И мне это не нужно, потому что я строю бизнес, а образование в бизнесе нужно, только если речь идет о МВА, который реально дает знания, помогающие принимать правильные решения при руководстве компанией. Но предприниматель должен быть в первую очередь практиком, и любое образование ему до лампочки

Поэтому Даниил говорит, что нельзя однозначно утверждать, нужно образование для работы или нет. Все зависит от контекста. Человек должен учитывать реалии, в которых он функционирует и которые касаются его желаний.

Если он хочет заниматься работой, для которой необходимо много теоретических знаний и на которую нельзя попасть без диплома, нужно учиться.

Если же человек хочет делать то, что не требует диплома и это просто нужно делать, пусть делает.

Какими качествами должен обладать кандидат на работу

В EY считают, что идеальный кандидат должен владеть soft skills (хорошие коммуникационные навыки, способность сопереживать, вести переговоры, умение урегулировать конфликт, готовность решать проблемы). Обычно рекрутеры и менеджеры обращают внимание на умение работать в команде, лидерские качества, критическое и аналитическое мышление, коммуникационные навыки и креативность.

Для Integrites самыми важными качествами для кандидата являются гибкость, эмоциональный интеллект, желание учиться, понимание рынка, а также быстрота адаптации и коммуникационные навыки.

Креативщики Grape думают, что хороший кандидат обязан быть амбициозным, вовлеченным, проактивным, открытым к критике, а также уметь учиться на своих ошибках.

Можем сделать вывод, что у любой профессии есть свои нюансы, особенно в вопросах образования. В некоторые компании без диплома будет практически нереально попасть, хотя личные качества и навыки ценятся там не меньше.

В других же, наоборот, больше обращают внимание на способности, навыки действовать здесь и сейчас.

Неизвестно, что из этого сложнее приобрести, но одно понятно: выбирая свою профессию, человек должен быть готов к ее требованиям.

Как выяснилось, некоторым украинским работодателям все еще нужна магистратура, но это обосновано спецификой профессии.

Для того чтобы стать хорошим специалистом, не всегда важен только опыт, в компаниях ценят и базовые знания.

В конце концов на примере украинских профессионалов мы видим, что и те, кто окончил магистратуру, не сильно жалеет об этом, и те, кто справился без нее, отлично делают свою работу.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Почему женщины не хотят работать под руководством женщин? ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ 9 признаков того, что начальник из тебя не очень

Тэги: магистратура студенты учеба

Источник: https://impactlab.media/2019/04/22/nuzhna-li-ukrainskim-studentam-magistratura/

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре

Магистратура не по профилю бакалавриата

Научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков: “Двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы”.

Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах.

Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование.

В дипломе такого выпускника будет написано: “присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению”. Магистратура — это еще два года в институте.

Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее, в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть “специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства”. Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате.

К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ, рассказал на недавней онлайн-конференции в “КП” ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры — это все равно, что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь, появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков — и “бауманка”, и РУДН, и МГИМО.

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью “КП” отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы.

К примеру, на факультете психологии “вышки” на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские.

Плюс и в том, что система “бакалавриат — магистратура” позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

— Для работодателя важно, прежде всего, высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: “требуются магистры” или “требуются бакалавры”. В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова “бакалавр”, делая акцент на высшем образовании.

— В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка “магистратура” может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях.

Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время.

Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

Источник: https://www.hse.ru/news/1163613/7466266.html

Юридичка
Добавить комментарий