Письмо депутата о строительстве школы

Строительство школ

Письмо депутата о строительстве школы

Цитата

«Сейчас в Москве нет очередей в школы и детские сады. Но потребность в них постоянно растет из-за строительства жилья и рождения детей. Поэтому помимо вложений в содержание образования нужно строить школьные здания. И в дальнейшем будем развивать социальное строительство с учетом демографической ситуации», –

Ранее наблюдалось неравномерное распределение школ и неприспособленность зданий к обучению детей с ограниченными физическими возможностями. Сейчас эти проблемы решены. Школы строятся во всех районах с учетом потребностей маломобильных учеников, а в уже возведенных зданиях устанавливают пандусы, информационные таблички и др.

В Новой Москве за семь лет открыли 17 школ на 15,4 тыс. мест. В этом году ввели школы на 600 мест возле дер. Ликова (поселение Внуковское) и на 775 учащихся в поселении Московский.

В августе завершилось строительство школы на 1100 учащихся в ЖК «Бунинские Луга» вблизи дер. Столбово поселения Сосенское и получено разрешение на ввод. Это образовательный комплекс, включающий также детский сад на 150 мест.

Цитата

«Ее очень ждали местные жители, так как ближайшая средняя школа находится в ЖК «Бунинский» и не обеспечивает достаточным количеством мест новый микрорайон «Бунинские луга», –

В Москве с 2011 года введено 94 школы на 55 557 мест.

Цитата

«Финансирование, которое направляется на развитие социальной инфраструктуры, будет сохранено. Москва выполнит все свои обязательства по строительству детских садов, школ, больниц, поликлиник и других социальных объектов», –

Школы-гиганты

Чтобы обеспечить всех детей учебными местами рядом с домом, в некоторых густонаселенных районах строят школы-гиганты – на 1100 и более мест.

Цитата

«Крупные образовательные центры экономически эффективны с точки зрения затрат на их строительство, последующее содержание и эксплуатацию. Это и рабочие места для жителей этих районов, что тоже очень важно», –

Сейчас в Москве есть четыре школы-гиганта:

Школа № 2048 в районе Некрасовка, ЮВАО на 2,1 тыс. учеников

Здание построено в виде буквы «М» площадью 28 тыс. кв. метров. Школа включает в себя, помимо классов и лаборантских помещений, четыре актовых зала, два из которых трансформеры, пять трансформируемых лекционных залов, два актовых зала и библиотеку с конференц-залом.

Школа № 2070 в п. Коммунарка, НАО на 1775 учеников

В здании площадью 26 тыс. кв. метров есть внутренний двор между тремя корпусами. В одном из них размещается начальная школа со своей инфраструктурой – зонами отдыха, игровыми комнатами, помещениями для внеклассных занятий и групп продленного дня. Два других корпуса отдали остальным классам. В распоряжении школьников – два актовых зала, пять спортзалов, зал хореографии и 25-метровый бассейн.

Школа № 1392 им. Д.В. Рябинкина п. Ватутинки-1, ТАО на 1375 учеников

Здание разделено на четыре функциональных блока: учеба, спорт, питание и досуг. Во всех учебных классах, часть из которых могут трансформироваться, использована современная техника, среди которой магнитно-маркерные стены и двухметровые интерактивные панели.

Школа в мкр. Переделкино Ближнее, пос. Внуковское, НАО на 1650 учеников

Здание площадью 35,4 тыс. кв. метров оснащено всем необходимым для учебы: библиотека с большим читальным залом, огромный актовый зал, столовая на 1250 мест и четыре спортзала.

Еще одна школа-гигант прошла финальную проверку. Здание построили на ул. Автозаводская, вл. 23 в районе Даниловский на территории бывшего завода им. Лихачева (ЗИЛ).

Это будет самая большая школа в России: она сможет принять 2,5 тыс. учеников. Здание оснастят современным оборудованием для обучения и воспитания детей, всестороннего физического и эстетического развития.

Четырехэтажное здание поделят на тематические зоны: блок начальной школы, блок основной и старшей школы и культурно-спортивный.

«Изюминкой» школы станет детский технопарк «Кванториум», где учащиеся смогут углубленно изучать естественные и инженерные науки, приобретать навыки в технических отраслях.

Также построена еще одна школа-гигант, которая стала филиалом № 2070 в поселке Коммунарка Новой Москвы. Она рассчитана на 1100 учеников. Сейчас туда завозят мебель, идет наладка оборудования.

Площадь здания составит 24 тыс. «квадратов». Здесь разместятся начальные классы, средняя и старшая школы.

Программа «Современная школа»

«Современная школа» – это федеральная программа. Ее реализуют в рамках национального проекта «Образование». Она включает внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, по которым дети будут осваивать базовые навыки и умения, повышение мотивации воспитанников к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Кроме того, планируется совершенствовать методы обучения предметной области «Технология».

По этой программе планируют открывать школы в 85 субъектах России. В Москве в рамках «Современной школы» ввели корпус школы № 2045 в Зеленограде, совмещенный с детским садом.

Цитата

«Мы впервые в столице построили школу, совмещенную с детским садом. Такие проекты обеспечивают возможность гибкого реагирования школ на изменения демографической ситуации. В будущем такие здания могут получить более широкое распространение», –

Над созданием образовательного учреждения работало правительство Москвы вместе с Министерством образования и Роспотребнадзором.

Совмещенная школа-детский сад площадью 9,7 тыс. кв. метров находится в районе Крюково (выход на ул. Каменка), корп. 2012 рядом с существующей школой (корп. 2011).

1 сентября сюда придут учащиеся 5-6 классов. Наряду со стандартными учебными классами в корпусе оборудованы:

  • кабинет технологии, моделирования и технической игрушки;
  • кабинет робототехники;
  • кабинет информационных и вычислительных технологий;
  • лингвистическая лаборатория;
  • кружок юннатско-биологической деятельности.

Кроме того, есть спортзал на 50 человек, актовый зал на 180 мест, библиотека и медиатека. В группах продленного дня обустроили игровую и универсальные помещения.

Трансформируемое пространство школы позволяет эффективно использовать актовые залы и атриумы, а стандартные классы превращать в лекционные аудитории.

Строить будет легче

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по избыточным нормативно-техническим требованиям. Их исключение позволит снизить стоимость строительства образовательных учреждений.

Поручение дано Минстрою, Роспотребнадзору и руководителю рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Образование и наука» губернатору Новосибирской области Андрею Травникову.

Школы нового поколения

Для разностороннего развития детей в образовательных учреждениях начали появляться фото- и видеостудии, IT-полигоны, медиатеки и лектории. Одно из таких образовательных учреждений недавно открыл мэр Сергей Собянин.

Ее построили на ул. Исаковского, д. 29, корп. 1А в районе Строгино. Здесь будут учиться дети с 6 по 11 классы школы № 1302.

В здании оборудовали:

  • классы по естественным наукам (физика, химия, биология), совмещенные с практикумом и лаборантскими;
  • лингафонный кабинет для изучения иностранного языка со звукотехнической и проекционной аппаратурой;
  • кабинет информатики;
  • специализированные кабинеты для проведения уроков технологии;
  • фото-видеостудию;
  • два спортзала;
  • актовый зал с эстрадой, артистическими и трансформируемыми местами для зрителей;
  • библиотеку с медиатекой;
  • IT-полигон для изучения робототехники и информационных технологий.

Последний оснащен вычислительной техникой, робототехническими конструкторами, наборами по микроэлектронике и мехатронике, модулями 3D-сканирования, 3D-принтерами и станками с числовым программным управлением.

Что должно быть в каждой школе?

Все проекты разрабатываются индивидуально. Но каждая школа должна соответствовать требованиям безопасности, экологичности, безбарьерной среды, оборудована техникой и мебелью.

В каждой школе используется только современное инженерное оборудование, имеющее сертификаты соответствия Госстандарта РФ.

В каждой школе есть отопление и горячее водоснабжение от индивидуального теплового пункта (ИТП), а системы связи и сигнализации устанавливают по последним требованиям Департамента образования.

Школы обеспечены:​

  • противопожарной защитой (противодымной вентиляцией, водяного и газового пожаротушения);
  • автоматической пожарной сигнализацией, а также оповещением и управлением эвакуацией при пожаре;
  • охранной сигнализацией;
  • видеонаблюдением;
  • контролем и управлением доступом;
  • тревожной сигнализацией санузлов для маломобильных людей.

Кроме того, в школах есть телевидение и интернет. Об окончании урока оповещают звонки. В актовых залах установлены проекторы, звукоусилительная аппаратура и свет.

В рамках городской программы «Информационный город» детей обеспечивают «электронными картами учащегося».

Стандартная школа Москвы

Стандартная школа на 1100 мест, строящаяся на средства бюджета, рассчитана на 44 класса:

  • первые классы – четыре кабинета на 100 человек;
  • вторые-четвертые классы – 12 кабинетов на 300 человек;
  • пятые-девятые классы – 20 кабинетов на 500 человек;
  • 10-11 классы – восемь кабинетов на 200 человек.

Для первых классов также создают:

  • игровые для групп продленного дня;
  • спальни;
  • зоны отдыха.

Для вторых-четвертых классов:

  • игровые для групп продленного дня;
  • спальни;
  • залы рекреации;
  • кабинет труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы;
  • кабинет иностранного языка;
  • учительская-методический кабинет;
  • кабинет завуча начальной школы.

Для учеников с 5-го по 11-й классы обустраивают универсальные кабинеты и специализированные:

  • учебные кабинеты по естественным наукам (физика, химия, биология);
  • лаборантская с практикумом;
  • кабинет иностранного языка;
  • компьютерная лингвистическая лаборатория;
  • кабинет информатики и вычислительной техники;
  • лаборантская;
  • кабинет технического черчения и рисования;
  • поточная аудитория;
  • интернет-клуб.

Кроме того, есть библиотека на 40 тыс. изданий с читальной зоной и медиатекой, методический кабинет с учительской и зоной отдыха.

В каждой школе имеются кабинеты:

  • зам. директора структурного подразделения;
  • зам. директора по учебно-воспитательной работе (основная и старшая школа);
  • организатора внеклассной и внешкольной работы;
  • врача (длиной не менее 7 метров);
  • процедурный;
  • прививочный;
  • стоматологический;
  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда.

Помимо этого предусмотрены:

  • комната техперсонала;
  • гардероб для учителей;
  • кладовая уборочного инвентаря (по одной на каждом этаже);
  • туалет медблока;
  • помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения;
  • туалеты для маломобильных детей (на всех этажах);
  • санузлы для мальчиков и девочек (на всех этажах);
  • санузлы персонала;
  • комната охраны с диспетчерским пунктом.

Также организуют:

  • актовый зал на 675 мест для учеников и 54 места для преподавателей;
  • эстраду;
  • гримерки и подсобки;
  • технический центр (радиоузел, дикторская).

Для кружков создают специализированные классы:

  • изобразительного искусства с инвентарной комнатой;
  • технического творчества;
  • фото-киностудию;
  • юннатско-биологической деятельности (комната живой природы);
  • для занятий музыкой и пением;
  • студия хореографии с раздевалками.

Кормят детей в обеденном зале на 550 мест. В нем также находятся умывальные, кухонный блок с подсобными помещениями.

Для занятий спортом создают:

  • малый спортивный зал 9 на 18 метров;
  • спортивный зал 18 на 30 метров;
  • тренажерный зал;
  • раздевалки;
  • душевые;
  • туалеты;
  • подсобки для спортивных снарядов;
  • комнату инструктора;
  • помещение хранения уборочного инвентаря.

Школы для всех

В каждой школе для удобства маломобильных групп населения (МГН) создается безбарьерная среда на всех этажах и во всех комнатах. Кроме того, приспосабливаются пешеходные дорожки, устанавливаются информационные обозначения, лифты и пандусы.

Подробнее о нормах и требованиях, которые учитывают при создании школ, – читайте ниже.

Источник: https://stroi.mos.ru/stroitelstvo-shkol-i-bnk

Как застройщики жилья отбивают инвестиции в строительство школ

Письмо депутата о строительстве школы

Типовые школа или детсад, как правило, невзрачные здания от одного до четырех этажей в центре многоэтажной жилой застройки. Не самый привлекательный городской объект с архитектурной точки зрения. До недавнего времени девелоперы не уделяли внимания внешнему облику всего того, чем нагружают проекты ЖК власти.

Тем более что требования к школам и детсадам жесткие, ограничений много, окупаемость не ясна – все это не располагает к экспериментам с архитектурой.

«К сожалению, типовые проекты ведут к типовому обществу, а ведь для развития индивидуальности важно закладывать определенные принципы в архитектуру учебных учреждений, где с самого раннего возраста формируется личность», – рассуждает архитектор Эрик Валеев.

Однако за последние пять лет картина изменилась.

В Москве и Московской области появились учебные заведения нового формата, около 60 школ и 200 детских садов в Москве, подсчитывает Петр Кирилловский, директор по маркетингу корпорации «Баркли»: «И я бы не сказал, что интересных проектов мало». Компания, прежде занимавшаяся только элитными проектами, строит ЖК массового сегмента в новой Москве с детским садом и потому «изучала вопрос».

Жесткая конкуренция вынуждает девелоперов больше вкладываться в социальную инфраструктуру. Чем меньше оптимизма в прогнозах относительно продаж жилья, тем больше это на руку социальным проектам.

«Сильная школа или детский сад стали коммерчески интересным активом для некоторых девелоперов», – говорит Елена Аралова, директор компании Martela и учредитель архитектурной премии Martela EdDesign Award.

«Около 60% покупателей квартир в «Символе» – семьи с детьми, для них возможность дать детям качественное образование в шаговой доступности от дома – приоритет при выборе квартиры», – говорит Евгения Колосова, руководитель департамента PR и маркетинговых коммуникаций «Дон-строй инвеста». А в проектах за пределами МКАД этот фактор особенно важен. В проекте бизнес-класса «Олимпийская деревня Новогорск» от «Химки групп» именно спортивная школа стала центральным элементом концепции, вокруг нее потом создавался поселок.

Обременение жилого проекта инфраструктурой зависит от плотности застройки и размера проекта. «Девелопер просто не получит разрешение на строительство в том случае, если проект не будет соответствовать нормативам и ТЭПам по обеспеченности социальной инфраструктурой», – напоминает Александр Гусев, руководитель департамента управления проектами по Московской области ГК «Инград».

В проектах премиального сегмента в центре Москвы школы строятся редко (в лучшем случае – детский сад), поскольку часто это точечная застройка на небольшом участке. Исключение – «Садовые кварталы» в Хамовниках, почти 500 000 кв.

м на 14 га, где есть частная школа на 550 мест.

«Многие проекты – это реконструкция, и, как правило, это апартаменты, что не подразумевает наличия социальной инфраструктуры», – добавляет Алексей Довгань, директор департамента мониторинга рынка и оценки Savills в России.

Школы нового формата

В проектах бизнес-класса появляются школы и дошкольные образовательные учреждения с индивидуальным архитектурным обликом. Например, «Новая школа» на Мосфильмовской улице от бюро «Архинж» или «Хорошкола» в Хорошево-Мневниках, построенная концерном «Крост», – над концепцией последней трудилась команда «А-проект.К».

Классическая архитектура фасадов «Новой школы» дополнена современными интерьерами, разработанными компанией Martela.

Здесь весьма смело экспериментируют с пространством, изобретают новые классы и рекреации, буквально переворачивая обывательское представление о социальной архитектуре и дизайне. Особое внимание дизайнеры уделили акустике.

Благодаря шведским потолочным системам, поглощающим звук, в помещениях нет ощущения гула даже во время шумной перемены. Сердцем школы стал собственный театр. Это общественное пространство с прозрачными стенами – можно увидеть репетиционный процесс, проходя по коридору.

Вместо привычных зрительских рядов с жестко закрепленными креслами – пуфы, подушки и небольшие стулья. Все предметы интерьера легко перемещаются, трансформируя учебное пространство под любые задачи.

«Хорошкола» на 700 мест буквально начинена инновационными решениями, даже установлена система «умный дом», позволяющая управлять зданием из единой точки, отслеживать передвижение, настраивать вентиляцию и освещение, комфортное для детских глаз.

Многофункциональные пространства, «Хогвардский лес» на фасаде из стекла и архитектурного бетона, светлый атриум, пронизывающий все четыре этажа, и воздушные с виду, но прочные и безопасные лестницы – со всей этой красотой, едва открывшись в 2017 г.

, Хорошевская гимназия уже успела завоевать награды двух международных архитектурных премий.

В подмосковном Королеве общеобразовательная школа в ЖК «Валентиновка парк» (построена ГК «Гранель», на 550 мест) удостоилась в 2017 г. диплома Союза архитекторов России.

Здание внешне выглядит замкнутым светлым четырехугольником с множеством порталов для входа. Внутренние фасады образуют из ломаных линий цветной многогранник.

Школа построена с применением современных технологий – здесь есть интерактивные доски, учебные лаборатории, оборудованные новейшей техникой актовый и спортивный залы и даже свой стадион.

Здание инженерного корпуса школы № 548 в совхозе им. Ленина на Каширском шоссе поделено на два крыла – одно для начальных, другое для старших классов. Границу обозначают желтые и оранжевые панели в отделке фасадов.

Панорамное остекление, прозрачные стены классов и даже учительской создают ощущение единого светлого пространства.

В крыле для начальной школы продуманы игровые площадки, для старшеклассников есть архитектурные мастерские, мастерские по обработке металла, научная лаборатория.

Одним из наиболее масштабных школьных проектов в новой Москве стала школа № 2070, построенная в пос. Коммунарка девелоперской компанией А101.Территория школы на 1775 мест занимает более 24 000 кв. м.

Помимо стандартного набора легко трансформируемых учебных помещений в проекте есть пять спортивных залов, открытая столовая, организованная по принципу фудкорта. А также современная библиотека под стеклянным куполом.

У компании грандиозные планы по созданию совместно с центром разработки образовательных систем «Умная школа» новой образовательной среды во всех своих проектах.

«Школы, которые мы уже сегодня проектируем на территории новой Москвы, будут соответствовать всем государственным нормативам, но по атмосфере и функционалу радикально отличаться от того, к чему все привыкли», – заявляет Юлия Чернец, руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК А101 (в 2017 г. потратила более 3 млрд руб. на объекты социальной инфраструктуры. Всего на территории новой Москвы А101 построено четыре детских сада на 640 детей и школа на 1775 мест).

«Школа все чаще избегает жесткого деления пространства, даже муниципальные школы охотно внедряют нестандартные решения, – описывает некоторые общие признаки новых школ Аралова.

– Например, вместо предметных классов (математика, русский язык, география, информатика) появляются классы универсальные, в которых можно провести любой урок любому из преподавателей. Из классов уходят шкафы, и практически все стены становятся пригодными для письма на них маркерами.

А вместо стационарных парт появляются такие, которые можно расставлять группами. Коммуникации (вода, электрика, слабые токи, газ, сжатый воздух) уходят в потолок, освобождая пространство на полу, что позволяет организовать работу в лабораториях индивидуально или в группах.

Лаборатории становятся универсальными – в каждом кабинете можно провести любое из исследований. Конечно, особое внимание должно уделяться безопасности доступа к коммуникациям, устанавливается многоуровневая система защиты от несанкционированного доступа».

Границы дозволенного

«При строительстве детских садов, школ и других социальных объектов девелопер зажат санитарными, пожарными нормами и стандартами строительства, которые были определены практически 100 лет назад», – делится Кирилл Бортов, директор по маркетингу ГК Insigma (в 2015 г.

нормы проектирования и строительства школ были обновлены, эти объекты создаются по модульному принципу). Аралова согласна: «Жесткая и устаревшая нормативная база по строительству школ и детских садов – это главный предмет наших стенаний и плача».

Например, согласно существующим правилам все электрические розетки в школах должны быть установлены на высоте не ниже 180 см от пола. «Теперь представьте, как подключить к такой розетке ноутбуки учащихся или гаджет зарядить», – продолжает она. В учебных помещениях запрещены мягкие ковровые покрытия.

Время пользования интерактивной доской или панелью жестко регламентируется. «Для архитектора проблем и суеты со школами много, а коммерческих возможностей пока существенно меньше», – говорит Аралова.

«Высоки требования к освещенности помещений, они влияют на внутреннюю и внешнюю планировку школы, на ее посадку на местности и на ориентированность относительно сторон света.

Учебные классы должны быть расположены таким образом, чтобы максимально ловить естественное освещение, поэтому в большинстве современных образовательных учреждений классы расположены с одной стороны, коридоры – глухие», – рассказывает Гусев.

Непростой является и процедура сдачи-приемки проекта. «Органы строительного надзора тщательно следят за строительством социальных объектов и с внимательностью принимают их у застройщика, особенно если уже было достигнуто соглашение с муниципальными властями о передаче объекта на баланс властей.

С этим бывают проблемы – иногда договориться не удается, и детский сад или школа становятся коммерческими», – рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриума», участник партнерской сети CBRE.

Гусев уверен, что процесс приемки можно упростить: «Если застройщик от стадии проекта до финальной отделки будет находиться во взаимодействии с управлением образования (или министерством, если речь идет о Москве), а также с рядом служб, которые периодически инспектируют строительство объекта социальной инфраструктуры. Это позволяет вносить коррективы в процессе, а не по факту». Александр Зубец, гендиректор «Новых Ватутинок», обращает внимание, что школы с тематической направленностью и привлечением известных спортсменов, музыкантов и артистов – изначально «коммерческая история»: «Такие школы, как правило, не передаются на баланс городу и обслуживаются частными операторами, выбранными девелопером».

Невозвратные инвестиции

По подсчетам Литинецкой, возведение школы на 800 учеников обойдется примерно в 600–800 млн руб. Гусев говорит, что стоимость муниципальной лингвистической гимназии № 33 для «Инграда» составила чуть менее 1 млрд руб.

В проект школы на 1100 учащихся в «Новых Ватутинках» инвестировали около 900 млн руб. – почти 820 000 руб. на одного школьника. По словам Яны Максимовой, директора по информационной политике и PR Urban Group, организация одного места для ребенка в школе стоит 1,4 млн руб.

«Расходы на строительство школы оказываются сопоставимы с затратами на возведение жилого дома», – сравнивает Зубец.

Инвестиции в некоммерческие школы и детские сады не окупаются, поскольку чаще всего они передаются на баланс местной администрации безвозмездно, говорит Максимова. «Невосполнимые с коммерческой точки зрения затраты компенсируются репутационными очками и маркетинговым эффектом», – резюмирует Литинецкая.

Источник: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2018/04/17/766899-zastroischiki-zhilya-investitsii-stroitelstvo-shkol

Знание – деньги: сколько стоит построить современную школу в России – Martela EdDesign

Письмо депутата о строительстве школы

Считается, что образовательные проекты в России требуют крупных инвестиций. На примере двух московских и одной региональной школ мы попытались выяснить, сколько именно денег нужно потратить, чтобы построить школу.

Мы проанализировали расходы на разных этапах инвестиционного проекта: приобретение участка, проектирование и дизайн, строительство и оснащение. Несмотря на то, что школы очень разные, расходы если и различаются, то не на порядок.

Имеет значение и размер строений, и их инфраструктура, и выбор стройматериалов. «Улететь» цена может на любом этапе строительства, но есть способы и сэкономить.

Инвесторы всех школ, которые мы изучили, так или иначе имели права на земельные участки, а не покупали их на рынке. Основной инвестор школы «Летово», миллиардер и владелец одного из крупнейших сельскохозяйственных холдингов России «Русагро» Вадим Мошкович, в 2015 году продал 2500 га земель бывшего молочного совхоза НКВД в подмосковной Коммунарке.

Под школу требовалось 60 га – их он оставил за собой. На участке есть пруд, фруктовый сад и большой сосновый лес. Когда школа «Летово» будет готова, она сможет принять 1012 учеников со всей России и около 200 учителей.Впрочем, школу можно разместить и на более скромной территории.

Главное, чтобы ее размеры позволяли исполнить требования СанПиН: без этого не выдадут лицензию на образовательную деятельность. Школы можно строить в общественно-деловых и жилых зонах, учитывая вид разрешенного использования земельного участка — образование и просвещение.

В 2015 году частный инвестор интересовался строительством школы в том же районе, что и «Летово» (поселение Сосенское, около деревни Зименки). Ему принадлежал участок площадью 8 620 м2 (0,86 га). Кадастровая стоимость земли тогда составляла 68 млн рублей (то есть гектар земли мог стоить при покупке 79 млн рублей).

Предпринимательнице из Тольятти Ирине Гендель, собравшейся в 2015 году строить частную школу на территории бывшего интерната, достался более сложный участок: статус земли не соответствовал образовательной деятельности, а сама территория, переданная ее школе в концессию, была неправильно размежевана.

Однако мэрия Тольятти была заинтересована в появлении новой школы, и на подготовку всех документов ушло всего полгода вместо обычных полутора-двух.«Концессия оформлена на 34 года – с пролонгацией, если не окупится», – смеется Ирина Гендель. По договору, тольяттинский Центр «Школа» освобождается от концессионной платы, если вложит в объекты на участке больше 91 млн рублей – столько стоит 34-летняя аренда. Гендель потратила значительно больше.

Этап второй. 
Проектирование и дизайн

Строительство новой школы в «Совхозе имени Ленина» планировалось с 2010 года, когда был принят генплан поселения. Тогда же власти поселка выделили участок: неправильной формы, длинный, со склоном к пруду.

Это определило архитектуру здания (инженерный корпус школы № 548): вытянутое помещение на 19 000 м2, разделенное на два крыла, и центральную часть. В одном крыле здания расположены младшие классы, в другом старшие.

«Готовя техзадание архитекторам, мы отталкивались от российских минимальных нормативов, но решили, что школа должна быть просторнее, чем стандартная, и прогрессивнее, – рассказывает директор ЗАО «Совхоз имени Ленина», основного инвестора школы, Павел Грудинин. – А поскольку по замыслу это инженерная школа, то был нужен комплекс мастерских».

Постепенно требования росли. «Мы с учителями поездили по школам Финляндии, Англии и Дании, а там – стекло, дерево, бетон. В спортзалах шумоизоляция: мяч в стену прилетел, а гула, как в наших старых школах, нет, – вспоминает Грудинин. – Мы сказали: хотим так же».

Экспертизу проекта проходили трижды, поскольку чертежи, сделанные строителями по эскизам архитектора, не устраивали заказчика. «В России архитектор зачастую не знает новых технологий, потому что они иностранные, – недоволен Павел Грудинин. – В итоге в процессе проектирования зарубежным компаниям говорят: «Нарисуйте узел, а я печать поставлю».

Этим симбиозом пришлось управлять учителям, Араловой (Елена Аралова, руководитель ООО «Мартела», – ред.) и нам, отвечающим за стройку. От многих решений мы отказывались, на многих настояли». В итоге на проектирование было потрачено 11 250 000 рублей, в районе 500 000 рублей – на экспертизу. От того, насколько грамотно сделан проект, зависят дальнейшие расходы.

Дизайнерам Совхоз платил дважды: от услуг первого школа отказалась – не понравилось. Отношения с дизайнерами вообще строились непросто: «Как можно купить 1 метр обоев за 56 евро? – удивлен Грудинин.

– Специальные какие-то обои из отходов «Пепси-Колы», звукоизоляционные. Елена Аралова везде их понаклеила». По словам Араловой, 1 м2 обошелся «Царицыно» все же чуть дешевле – 50 евро или 3500 рублей.

«Обычно услугу дизайна не отделяют от архитектуры, и стоит это в целом порядка 2000 – 2500 рублей за м2», – говорит Елена Аралова. Отдельно дизайн интерьеров стоит от 300 руб./м2.

Дизайн новой школы в Тольятти был придуман вместе с детьми – в прошлом году ученики работали над проектом «Школа будущего». Сформулировали «техзадание» для главного архитектора проекта Владимира Гуревича (Гуревич – муж инвестора школы Ирины Гендель – ред.

): «больше места, чтобы бегать и лежать; много пуфов; кинотеатр на потолке; живой уголок; темная комната со светомузыкой; пещеры, где можно спрятаться». «Об учебе они не думают, – резюмирует Гуревич. – Получается, нужно обустраивать пространство так, чтобы учиться в игровой форме».

«Такой дизайн-проект стоил бы миллионов шесть, но, поскольку его делает Гуревич, пока дизайн мне ни во сколько не обошелся, кроме здоровья мужа», – шутит Ирина Гендель.

«Один из важных критериев управления стоимостью строительства на этапе проектирования – квадратные метры», – делится операционный директор «Летово» Полина Мальцева. Когда разрабатываешь функциональный состав помещений и потом начинаешь учитывать нормативы, пространство так и норовит «распухнуть».

«Например, по нормативам на каждого ребенка в кабинете информатики должно приходиться 4,5 м2 – и вот у нас класс на 100 квадратов», – рассказывает Мальцева. Но раз уж появилось такое пространство под названием «Кабинет информатики», в нем запланировали занятия робототехникой. «Мы вместо стандартных трех месяцев на стадии концепции провозились девять, думали, как все увязать.

Креативно было, но итоговое количество метров здания не изменилось», – резюмирует Мальцева.

Поскольку в течение следующих ста лет образовательный процесс наверняка изменится, а «Летово» строится на века, в главном здании практически нет несущих стен – оно стоит на несущих колоннах, чтобы не ограничивать трансформацию в будущем. «Поэтому пришлось повозиться, планируя расположение инженерных и туалетных стояков, а также несущих колонн в больших помещениях », – признается Мальцева.

Можно не создавать весь проект заново, а что-то копировать. «Некоторые примеры планировок мы беззастенчиво копировали в западных школах, – признается Мальцева.

– Планировка пансиона для учеников во многом повторяет последний корпус пансиона одной из лучших школ США – Phillips Exeter.

А методический кабинет для интерактивной работы с серьезной ИТ-поддержкой изначально мы увидели в Раффлз Инститьюшн в Сингапуре, и их эксперты помогли нам запроектировать это помещение».

Готовя техзадание архитекторам, мы отталкивались от российских минимальных нормативов, но решили, что школа должна быть просторнее, чем стандартная, и прогрессивнее. В итоге на проектирование было потрачено 11 250 000 рублей, в районе 500 000 рублей – на экспертизу. От того, насколько грамотно сделан проект, зависят дальнейшие
расходы. директор, ЗАО «Совхоз имени Ленина»

школа «Летово» и Инженерный корпус школы №548

Стоимость строительства школ в пересчете на одного ученика:

Совхоз имени Ленина / Инженерный корпус школы №548:
90 000 рублей за м2 или 3,1 млн в пересчете на одного ученика

Школа «Летово»:
100 000 рублей за м2 или 1,6 млн в пересчете на одного ученика

АНО СОШ «Центр Школа»:
33 000 рублей за м2 или 700 000 в пересчете на одного ученика

Строительство учебного корпуса и стадиона в школе Совхоза им. Ленина, рассчитанной на 550 учеников, обошлось в 1 млрд 300 млн рублей. Еще 351 млн рублей инвесторы потратили на оснащение оборудованием, обои, покраску, мебель.

Планировали дешевле, но многие материалы закупались за границей, и цена на них взлетала вместе с курсом евро.

Плюс потратились на исправление ошибок, рассказывает Грудинин: «Вот поставили мы бетонные стены, а они получились в наплывах, пришлось этот бетон заштукатурить и обеспылить.

Бетонные столбы и стекла нужно было огородить мягкими лавочками и столами, потому что дети могут бегать и врезаться, а это опасно. То же самое с острыми углами на железных лестничных периллах: когда их заметили, потребовали, чтобы все сделали травмобезопасным».

На год сместились и сроки: изначально строительство хотели закончить к сентябрю 2016 года. «И до сих пор есть косяки, – признается Грудинин. – Мы еще год будем устранять недоделки».

Построить тольяттинский «Центр «Школа» с нуля было бы дешевле реконструкции, считает ее инвестор Ирина Гендель.

В доме пришлось перекладывать коммуникации 60-го года, подстраиваясь под высоту потолка в 2,85 м, а некоторые инженерные сети – строить заново (потратились на «умную» приточно-вытяжную вентиляцию с датчиками СО2, показателями влажности воздуха и рекуперацией). Но для Гендель важно, что школа расположена на пересечении трех районов города, и родителям комфортно привозить сюда детей.

На строительно-монтажные работы в главном корпусе школы на 3300 м2 сейчас потрачено 120 млн рублей, но реконструкция не окончена. Финальную сумму расходов Гендель оценивает минимум в 200 млн рублей (и до 300 млн). Руководит работами Владимир Гуревич.

Основной принцип – «побег из класса»: уйти от стандартной модели инструктирования учеников, чтобы привить им способности к анализу, самостоятельности и желание учиться всю жизнь. «Насколько это получалось в хрущевке, мы раздвинули пространства узких коридоров, создали приоконные рекреации, где возможно, поставили стеклянные двери», – рассказывает Гуревич.

Во вновь возводимом пристрое на 1700 кв. м утеплили коридор, сделали в нем окна от пола до потолка и запланировали там актовый зал, столовую, помещения для занятия искусствами.

Классы в школе трансформируются: в одном кабинете можно будет вести уроки физики и биологии, в физическом лабораторном зале – проводить эксперименты по робототехнике и химии. «Мы же малогабаритная школа, бесконечных кабинетов у нас нет», – поясняет Гуревич. Уроки можно будет проводить на открытой террасе третьего этажа и в беседках на пришкольной территории.

В отдельно стоящем здании (раньше это была столовая интерната) сделают двухэтажный спортзал на 1000 м2 – для этого расширят фундамент и достроят один этаж.

Пока там занимаются дети (сейчас их 70): реконструкция основного корпуса завершится в начале 2018 года. Учебный год у пяти классов «Школы» начинался в большом шатре на берегу Волги, потому что ни одно здание готово к учебе не было.

«Родители были в шоке, а детям очень понравилось, до сих пор вспоминают», – говорит Ирина Гендель.

Итого

«Считается, что в пересчете на одного ученика новая школа в Москве стоит 1,2 – 1,6 млн рублей, – рассказывает Елена Аралова. – В пересчете на квадратный метр – около 88 000 рублей вместе с подключением к сетям и оснащением. В регионах цифры значительно ниже».

Тольяттинскому предпринимателю Ирине Гендель действительно пока удается расходовать значительно меньше, если отталкиваться от ее планов уложиться в 200 млн рублей. Квадратный метр в ее школе общей площадью 6000 м2 обойдется в 33 000 рублей или в 700 000 в пересчете на одного ученика (всего их будет 144).

Сэкономить помогает использование простых стройматериалов, предполагает Гуревич: на стенах – гипсокартон, заклеенный текстурной тканью под покраску, линолеум на полу. Инвестор школы Ирина Гендель не согласна с такими формулировками: «У нас безумно дорогие материалы: двери, перегородки, плитка. А экономим мы за счет того, что многое делаем самостоятельно.

Например, у меня нет генподрядчика: я руковожу стройкой и провожу тендеры, так я сэкономила не менее 20 млн. рублей».

Объем инвестиций в строительство «Летово» оценивается в $75 млн, первые $50 млн из которых будут потрачены к весне 2018 года. В общую сумму входят затраты на проектирование, строительство, подключение к сетям. Если считать по текущему курсу, то квадратный метр обходится в 100 000 рублей. В эти деньги входит строительство большого количества инфраструктурных объектов.

На территории «Летово» строится семь домов для учеников и педагогов площадью 25 000 м2 , стадион, теплица, спортивные площадки.

«Каждый инфраструктурный объект и помещение обоснованы учебной стратегией», – утверждает Полина Мальцева.

«Еще до появления архитектурного проекта КБ «Стрелка» разработало техзадание: какие помещения необходимо иметь в современной школе, – рассказывает она. – Затем мы советовались с международными специалистами и дополняли планы».

В пересчете на одного ученика строительство школы «Летово» обошлось примерно в 1,6 млн на ребенка, говорит Полина Мальцева: главное здание в 20 000 м2 стоит чуть больше 1,6 млрд рублей или 81 000 рублей за 1 м2.

Школа в Совхозе имени Ленина на сегодня стоила инвестору 1,721 млрд рублей. 1 м2 обошелся примерно в 90 000 рублей (это вместе со стадионом, 12-метровым скалодромом, но без подключения к сетям).

Расходы в пересчете на одного ученика – 3,1 млн рублей.

«Мы лишних денег не тратили, но решили не экономить на желаниях. Сказали учителям: заказывайте, что хотите – и они выбирали оборудование под себя», – говорит Грудинин. Как такие расходы повлияют на учебный процесс? «Оценить это чрезвычайно трудно, – признает Павел Грудинин. – Возможности, которые дает здание, будут работать только в том случае, если ими воспользуются».

Классы в школе трансформируются: в одном кабинете можно будет вести уроки физики и биологии, в физическом лабораторном зале – проводить эксперименты по робототехнике и химии. Мы же малогабаритная школа, бесконечных кабинетов у нас нет главный архитектор проекта Центр Школа

Источник: http://eddesignaward.com/ru/znanye-dengi/

Юридичка
Добавить комментарий